спецпроект
Сферу культуры в этом году сотрясали новости о кадровых перестановках в ведущих театрах и музеях, перемещения иконы Андрея Рублёва «Троица» и кассовые битвы блокбастеров: «Оппенгеймер» против «Барби», «Чебурашка» против всех.

Чебураха-парень

2023
люди
Череда отставок в ведущих государственных институциях началась с ухода Зельфиры Трегуловой из Третьяковской галереи, с именем которой связаны выставочные успехи музея и громкие происшествия.
Вместо неё внезапно назначили Елену Проничеву из Политехнического музея, которой мало кто прочил такой пост.
Кадровые изменения продолжились уходом управленца-старожила Владимира Гусева, почти 35 лет возглавлявшего Русский музей.
Уступив директорский пост бывшей замминистра культуры Алле Маниловой, Гусев получил почётную должность президента, но потерял реальную власть.
А вот Марине Лошак, 10 лет руководившей ГМИИ имени Пушкина, даже такой «почётной пенсии» не предложили (или же она не согласилась).
Вместо нее в Пушкинский пришла из Музея архитектуры Елизавета Лихачёва — и теперь уже ей предстоит разбираться с забуксовавшей стройкой музейного квартала.
Впрочем, более громкие перестановки произошли под конец года. 15 ноября «Известия» первыми сообщили, что Владимира Урина в Большом театре заменит Валерий Гергиев (одной из причин отставки мы называли скандальную ситуацию с продажей билетов на предновогодние показы балета «Щелкунчик» — осенью она снова, как и год назад, оказалась в центре внимания).
Причем отмечалось, что петербургский маэстро сохранит за собой и все посты в Мариинке. Так и случилось: официально о назначении было объявлено 1 декабря. А уже 4-го народный артист получил еще одну «общественную нагрузку».
На съезде Союза театральных деятелей его избрали сопредседателем организации — вместе с Владимиром Машковым. Тандем заменил еще одного старожила отрасли — Александра Калягина. В общем 2023-й стал годом радикального кадрового обновления культурной индустрии страны.
2023
шедевры
Еще один сюжет, за которым следила вся страна — перемещения иконы «Троица» Андрея Рублёва. В мае ключевое произведение древнерусского искусства, ранее хранившееся в Третьяковской галерее, по личной просьбе патриарха Кирилла было передано в безвозмездное пользование РПЦ, формально оставшись при этом частью музейного фонда РФ. На праздник Троицы шедевр привезли в храм Христа Спасителя, после чего отправили на реставрацию в Центр Грабаря, где икона и остаётся по сей день.
2023
кинематограф
Главным событием мирового кинематографа в этом году стал причудливый и совсем не преднамеренный «дуэт» двух фильмов — фэнтези-комедии «Барби» Греты Гервиг и биографической драмы «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. У этих картин нет ничего общего, кроме того, что обе сопровождались агрессивной рекламной кампанией и вышли примерно в одно время — летом.
В итоге «Барби» стала самой кассовой картиной года в мире, собрав почти полтора миллиарда долларов. «Оппенгеймер» занял третье место и чуть-чуть не добрал до миллиарда, зато он целится в «Золотой глобус» и «Оскар», где считается одним из главных фаворитов.
«Барбигеймер» — яркий пример того, как фильмы без летающих супергероев и невероятных компьютерных эффектов могут стать суперхитами, потому что продвигаются концепты, яркие визуальные и содержательные образы.
На фоне слабых результатов супергеройского кино «Барбигеймер» — убедительное свидетельство того, что публика готова идти в кино, чтобы думать, а не жевать попкорн.
В российском кино тоже случилось большое и важное событие — фильм-сказка «Чебурашка» стал самым кассовым релизом в истории национального проката. Ему прочили 2−3 млрд рублей с учётом новогодних праздников: картина вышла 1 января.
Но потом весь рынок с изумлением следил, как «счётчик» не желает останавливаться и набирает миллиард за миллиардом. Итоговая отметка — почти 6,8 млрд рублей, это в два раза выше, чем у прошлого рекордсмена — блокбастера «Аватар».
Ирония в том, что в этот раз «Чебурашка» конкурировал с «Аватаром 2», который параллельно шёл в кинотеатрах, правда, не вполне легально. Но оказалось, что российскому зрителю ушастое коричневое существо ближе ловких синих инопланетян.
В остальном мире «Аватар 2», кстати, не смог приблизиться к сборам первой части, хотя 2,3 млрд долларов — результат тоже очень впечатляющий.
Читать на тему

Новая в Третьяковке:

почему сменился директор одного из главных музеев страны

Встала в стройку:

почему директор Музея архитектуры возглавила ГМИИ им. А.С. Пушкина

Следующая страница